user

Интервью на программе "Телевик" ВАО

1. Как Вы пришли к танцам вообще, и как затем к историческим бальным (а, может, это было не "затем", а "до", т. е. сначала были они, а потом всё остальное...)? У Вас есть танцевальное образование? Педагогическое?

С 6 лет (с 1945 года) я ходил в танцевальный кружок ЦДДЖ, рядом с которым я жил на Садовой-Черногрязской в доме 3-Б. В 3 классе, когда мне было 10 лет, к нам в класс мужской школы пришла тётя и пригласила заниматься в Клубе Юных Автомобилистов. На этом мои танцы естественно закончились. За 5лет я стал кандидатом в мастера среди юношей и в 14лет получил права на вождение авто.

К танцам я вернулся летом 1957г., после Всемирного Фестиваля молодёжи и студентов в Москве, когда в ЦПКиОим.Горького стал заниматься бальными танцами и ходить на курсы массовиков, что мне очень нравилось, а в последствии пригодилось. В то время я заканчивал вечернее отделение МЭМТ и трудился на заводе МЭМЗ (1954года) наладчиком и играл в заводском духовом оркестре. Руководителями оркестра в разное время были известные трубачи Михаил Волох и Иосиф Камберг.

В 1966г. После продолжительной болезни, я решил радикально изменить свою жизнь, и уволился с работы в должности ст.инженера, уехав работать в дом отдыха Кашира культработником (массовиком). Там я познакомился с преподавателем ритмики Флейшманом Дмитрием Михайловичем и его музыкантом, которые пригласили меня работать с ними. Так я стал преподавать ритмику. И Первая моя школа была Чоботовская с незабвенным её директором Атаровым Владимиром Тиграновичем.

Затем Солнцевские 3 и 5, где вёл ритмику, бальные танцы и оркестр. В 68-70 годах учился и окончил курсы руководителей духовых и эстрадных оркестров. В 71 году поступил в «Спутник» ГИТИСа, как вольный слушатель из-за только что, родившихся моих детей. А уже в 74г. окончил его как белый человек. В 1985 году окончил Институт Культуры и моя дипломная работа «Праздник в честь 40-летия Победы» среди 72х праздников в СССР заняла 1 место, получив лауреата. В моём празднике принимал участие мой ансамбль молодёжной пластика «Вечное движение»: 40 человек танцевали на стадионе ГЦОЛИФК (это одновременно было его открытие) с закрытыми глазами (в масках) рок-балет Монолог Нейтронной бомбы (7 минут), а дети Куйбышевского и Первомайского р-нов(240чел.) танцевали Танцевальную сюиту «Счастливое детство» в моей постановке.

2. Ритмика. Как Вы попали в школу и что из этого получилось? Можно рассказать о Вашей системе - что это, для чего, что в себя включает, как работает и что даёт?

Естественно, хоть я и увлёкся ритмикой, но знаний не хватало. Покупаемые где-только можно книги по хореографии и ритмике очень помогли, но требовалось больше. Поэтому я и пошёл учиться в «Спутник». Я увлёкся преподаванием ритмики, т.к. мне открылся способ очень эффективного музыкально-двигательного, интеллектуального, развития детей. Способ более действенный, чем физкультура и пение, хотя эти предметы необходимы в школе. Но на ритмике дети получают дозированную интенсивную нагрузку под музыку (все 45 минут), восстанавливают естественное дыхание, достигаемое пением во время исполнения танца или упражнения. Гармонично развивают все (!) мышцы тела, исправляют сколиоз, и др. Общаясь в парах, и при переходе из пары в пару они нравственно вырастают, превращаясь в партнёров, снимается барьер детского антагонизма, и даже капризы, типа «я с ней в пару не встану», - кто с кем попадёт!.

А самое главное – это приобщение к культуре, к музыке, к танцу. Т.к. дети весь урок очень внимательно следят за предлагаемым материалом, пропустил – помешал всем, у детей развивается внимание, а с ним восприятие, что, как отмечали учителя, «преподавать стало веселее, дети стали учиться заметно лучше и стали добрее и уважительней!». А первые чемпионы СССР по бадминтону были мои ученики и более 10 лет держали первенство по Союзу.

В начале урока я ввёл ритуал торжественного входа в зал, взаимного приветствия и перестроения на урок. Всё преподавание построено через игру и образ. А самое главное, дети на каждый урок шли как на праздник!

3. Вы занимались различными танцевальными направлениями, но большая часть жизни - бальные танцы. Почему? Здесь и о периоде диско можно рассказать (в том плане, что всегда "держали нос по ветру").

-Занимаясь ритмикой, я познакомился с проблемой Конкурсного (теперь – спортивного) бального танца и стал посещать мастер-классы, которые вёл Еленек , ныне живой, но всеми своими учениками, чемпионами Союза и Мира забытый, а затем и преподавать в клубе «Алмаз». Этот жанр подавлялся на уровне ЦК КПСС, и наперекор им приходилось защищаться, пропагандировать, участвовать в конкурсах. Общаясь ещё на Фестивале молодёжи и студентов в Москве в 1957г я обратил внимание на танцы, которые танцевали иностранцы (хали-гали, Манки…), А познакомившись с чешскими хореографами Карелом и Евой Высловжиловыми, я увлёкся, тогда ещё неизвестной молодёжной пластикой, особенно мужской. В клубе фабрики Красная Заря, что на Семёновской, сколотил коллектив, Ансамбль «Вечное Движение», который стал очень популярным в Москве и за пределами. И опять был вызван на ковёр в ЦК КПСС как проводник западной культуры, из-за чего по их «рекомендации» пришлось уйти из клуба. Нас приютил Олимпийский Комплекс на пр. Мира, где мы стали заполнять паузы в футбольных и баскетбольных матчах, ещё не зная, что это делают уже на Западе, и выступать в концертах от Мос и Росс концертов, ездить на гастроли. В 1986 году ансамбль распался, т.к. почти все в нём переженились, а смены не было.

4. Когда и почему решили уйти именно в исторические бальные танцы?

- Я узнал, что в Москве группа энтузиастов пытается возродить кадетское движение. Я зажёгся этой идеей и стал преподавать танцы в кадетском корпусе им. Дмитрия Донского, который через несколько лет перешёл  под Департамент Образования и стал 1КК . Но какие танцы были бы уместны?! – Конечно детские из моего огромного багажа и исторические. Я выбрал доступные в исполнении детей исторические танцы, создал ансамбль в 20 пар и путём выступлений этого ансамбля стал пропагандировать кадетское движение. Тогда Москва и узнала про кадет. Ансамбль выступал на всех больших площадках: в Кремле, Большом театре, к-кз «Россия», в «Олимпийском» и др.

5. Много времени Вы посвятили обучению историческим бальным танцам наших кадетов. И считаете это важной составляющей их обучения, особенно это касается мальчиков. Почему? Что даёт кадетам обучение историческим бальным танцам? Ведь многие люди эти занятия воспринимают как "танцульки, и ничего серьёзного". И как эти танцы воспринимают сами дети?

- Я вообще считаю, что кадетами должны быть только мальчики. А для девочек должны быть Пансионы типа «благородных девиц».

Я 15 лет проработал в 1КК, воспитал не один десяток ребят, и считаю, что не зря. Ребята благодарны мне и отвечали любовью. Это я чувствовал, а став старше, они мне это говорили. Ради этого стоит жить!

Танец в царских КК был всегда чуть ли не основным предметом. Офицер обязан был уметь танцевать. Это показатель его культурного и интеллектуального уровня, спортивность, и пр. И очень горько становится, когда в Департаменте Образования к этим занятиям относятся как пошлым танцулькам. А ведь танец не только музыкально- спортивно-интеллектуально – гармонично личностное – двигательно-лечебное развитие будущих офицеров Российской армии, это ещё и связь времён, посвящение в историю , исторические традиции и многое другое. При появлении новых КК, я предложил Департаменту Образования единую программу для всех КК по танцам, чтобы дети смогли на балах их танцевать, но встретил глухое непонимание и сопротивление со стороны Кабинета кадетских корпусов ДО, хотя вопрос выеденного яйца не стоит. Надо только собрать один раз всех хореографов КК. В знак протеста, я уволился из 1КК, но борьбу с ДО не прекратил (дико звучит: «борьбу с теми, кто сам ОБЯЗАН был инициировать такое предложение!)

6. В последнее время интерес к бальным танцам вообще, и к историческим в том числе, возрождается. Но не каждый человек знает, что такое "исторические бальные танцы". Какие танцы относятся к историческим бальным?

- Это очень серьёзный вопрос. Дело в том, что люди, не только молодёжь, в наше трудное время стали интересоваться выходом своей энергии, разрядкой. Бывшие доступными развлечения стали платными, число домов культуры в Москве с 1991 года сократилось в разы, они были захвачены под казино, рестораны, магазины и т.д. Дискотеки интересуют только молодёжь и наркоманов, да и дорогое это удовольствие. Со спорт - залами, бассейнами та же проблема. Выход энергии обратился в сторону танцев. Разновидностей их огромное количество. Но исторические бальные танцы в Москве преподают порядка 10 преподавателей, в основном любители. Честь и хвала им, что они поднимают большой исторический пласт на своём энтузиазме без поддержки госучреждений Культуры, Московских властей, которые в последнее время стали приглашать коллективы для участия в праздниках. И всё!!!

Исторические бальные танцы название условное. В науке о танцах они называются Историко-бытовыми бальными танцами. Но многие путают с конкурсными бальными танцами, которые теперь называются СПОРТИВНЫМИ.

Дело в том, что многие энтузиасты кинулись копать историю и выковыривать описания старинных салонных или уличных танцев (народных). Это является очень большой проблемой для развития бальной хореографии, т.к. многие танцы не соответствуют современному развитию цивилизации и эпохе. Большую толику в этот разброд вносят приезжающие из-за рубежа иностранные хореографы, которые показывают танцы никогда в России не исполнявшиеся и исполнявшиеся в разные века.

На протяжении всего времени существования бальных и общественных танцев за каждые 100 лет в разных местах Европы танцевались от силы 5-7 танцев. Сейчас же на головы потянувшихся к исторической культуре людей выливаются сотни танцев разных веков, разных народов, местностей, зачастую сомнительного происхождения. Это большая проблема, по которой с учителями танцев договориться сложно.

Ещё одна проблема. Когда балы стали набирать силу, слово бал стали трепать все кому не лень: бал света и музыки, бал скрипачей, как какая-то тусовка, то уже бал!!!

7. А если брать балы: какое мероприятие можно назвать балом на 100%? Т. е. исторический бал это там, где есть ..., и где нет ... (перечислить).

Я, лично, определяю танцевальную эпоху приемлемую для наших дней – это период с 1812 года по условно 20 годы 20 века плюс «выжившие» танцы «советской программы». После разгрома войск Наполеона, французы рассыпались по России, и т.к. офицеры умели танцевать, они и стали новыми преподавателями танцев и были приняты в свете, который тоже резко изменился, пустив к себе разночинцев, выдающихся и заслуженных людей. Эта эпоха более близка нам по духу и ментальности. А все танцы остальных эпох можно отнести к реконструкции, и они тоже имеют право на жизнь, но как реконструкция, а не бальные танцы.

Только после того, как исторические бальные танцы наберут силу и популярность, можно будет слово «ИСТОРИЧЕСКИЕ» не применять. И всё встанет на свои места: будут просто балы и бальные танцы, как это было раньше.

Вообще, БАЛ – это действо, основа которого ТАНЦЫ и сопутствующие времени, месту и возможностям мероприятия: музыкальные салоны, или выступления, игры, фуршет и пр.

8. Чем вообще являются для Вас танцы - возможность реализовать себя, или это просто сама жизнь (по типу "отними у меня возможность танцевать, и я умру"), или ещё что?

- Девизом моего ансамбля молодёжной пластики «Вечное Движение» было «Пока я жив, я двигаюсь. Пока я двигаюсь, я живу» И этим всё сказано. Я несу людям жизнь! Танец спасает людей от стрессов и минут отчаяния.

9. Какова Ваша задача, как преподавателя исторических бальных танцев? В чём Вы её видите?

- Спортивный танец стал индустрией. Я по-доброму завидую этому, и рад, что когда-то в самом начале внёс свою лепту в становление его. Моя мечта поднять балы как явление, привлечь большее число увлечённых, ведь это самый доступный для всех возрастов при любых возможностях вид танцевания. Это здоровье, это настроение, это жизнь.

10. Занимается ли кто-нибудь в Вашей семье бальными танцами? Кстати, неплохо было бы узнать о том, кто составляет Вашу семью (супруга, дети, внуки и т. д.). Хотели бы Вы, чтобы были продолжатели Ваших начинаний?

- Моя дочь танцевала в ансамбле «Вечное движение». А остальные нет – разбросала жизнь в разные стороны. Супруга моя умерла 5 лет назад. Это был замечательный, добрый, душевный человек. Детей трое. Внуков 5. К сожалению, продолжать мою стезю некому, хотя младший сын – художник, писатель, дочь прекрасная рукодельница, освоила много народных промыслов, а старший сын, ему исполнилось 50 лет, скоро станет доктором наук, имеет много изобретений и научных трудов.

11. Если человек хочет научиться историческому бальному танцу, приходит к Вам. Что ему могут предложить? Ведь танцев очень много, разные. С чего начинается обучение? Сколько оно длится, прежде, чем человек выучит основные движения и сможет сносно двигаться в танце?

- Обучение в моей школе танцев начинается с разминки и с самых простых танцев на шагах. Вообще, я, начиная с ритмики, веду обучение по системе «от простого к сложному». И пусть люди не боятся приходить обучаться или на балы, т.к. многие танцы рассчитаны на то, что человек не зная танца, встаёт на него, а в конце танцует его не хуже других. У меня самая большая школа в Москве, и занимаются в ней люди разное количество времени, некоторые 3-4 года. Кому-то достаточно нескольких занятия, чтобы схватить азы, кто-то приходит, когда есть возможность. Главное, все приходят для себя, и задача подготовить их к балам. На балах устраивают танцевальные игры и танцы с переходом в новую пару, рассчитанные на умеющих танцевать и пришедших первый раз.

Не бойтесь, приходите на балы, тем более, что это не дорого.

Лучшие и «растанцованные» попадают в ансамбль «Возрождение».

Занятия у нас демократические, приходят кто и когда смогут. Длятся они 3,5 часа.

12. Были ли среди Ваших учеников известные люди (возможно, стали ими впоследствии, а у Вас учились когда-то)?

-Я не знаю. Это они знают. Например, Михаил Касьянов, когда стал Премьер министром, приезжал в 3 солнцевскую школу (теперь она 1003), в которой учился. Я в это время работал в ней. Значит он с 1 по 4 класс должен был у меня заниматься.